Честь — имущество души, а над душой лишь бог властитель.
/Педро Кальдеро де ла Барка 1600-1681, испанский драматург и поэт/
Благородство и честь
Дворянство имело в своих руках силу, достаток и власть. И кодекс чести благородного человека стимулировал «правильное» их применение. Может быть сам принцип «благородство» возник именно в результате классового расслоения общества.
Благородное происхождение определялось заслугами рода перед Отечеством. Благородный человек получал соответствующее образование и воспитание. Честь представлялась природным качеством, передаваемым по наследству и усиливаемым дворянским воспитанием.
Со времен Средневековья главнейшей социальной функцией для дворянина являлась военная служба. В XVI веке под влиянием идей Возрождения, в среде королевских чиновников и правоведов стала вырабатываться новая концепция дворянства, в которой основой благородного статуса было уже не военное занятие и доблесть воина, а служение королю, обществу и государству. Две группы: «дворянство шпаги» и «дворянство мантии» по разному понимали понятие чести.
«Дворянством шпаги» ценилась доблесть, бесстрашие перед лицом смерти и умение владеть оружием. Все это было важнее знания латыни и римского права. «Дворянством мантии» честь определяется рангом, занимаемыми государственными должностями.
Высказывания маршелов Франции XVI века говорят сами за себя:
«Наши жизни и имущества принадлежат королю, душа принадлежит Богу, честь — только нам, так как над моей честью король не властен.»
«Оружие вставляет сердце в грудь каждого, кто берет его в руки»
«Монарх не может ни наделить человека честью, ни отнять ее у него.»
/Блэз де Лассеран-Массенкон де Монтескью, сеньор де Монлюк 1499-1577/
«Короли могут одаривать должностями, чтобы человек благодаря этому добился чести, но не могут дать человеку честь, поскольку она зависит только от нас самих.»
/Гаспар де Со, сеньор де Таванн 1509-1573/
Итак, Честь — это:
— внутреннее, духовное свойство, присущее благородным людям.
— качество независимое от почестей, которыми человек наделяется властью государей.
— сосуд, покров души, покров, под которым хранится душа живой.
— как чувство самоуважения, нравственная оценка ситуации личностью, стремление к собственным идеалам.
В момент максимальной опасности честь и репутация предпочитались здравому смыслу и инстинкту самосохранения.
Основным предназначением дуэли полагалась защита чести. Вопрос чести — это суть и смысл поединка. И война, и дуэль — это следствие восприятия мира как поля боя, ведь на войне может быть только один победитель и там нет места слабому, а честь нуждается в защите оружием.
Дуэльный кодекс встал на защиту важных для дворянской культуры понятий: мужество, доблесть, честь, благородство, репутация.
В нем четко говорилось о таких вопросах как:
— что считается оскорблением чести,
— кто имеет право бросить вызов на поединок,
— как и каким оружием должны сражаться,
— правила благородного поведения на дуэле.