Дуэльные правила

Строго выверенные формальности и определенный этикет являлись неотъемлемой чертой настоящей дуэли. Именно эти правила и отличали дуэль от обычного убийства (или нанесения травмы во время выяснения отношений).
Без четкого соблюдения правил дуэльной этики, действия обеих сторон являлись обычным уголовным преступлением.

Очень важное значение уделялось теме поведения дуэлянтов. От них требовалось спокойствие и собранность, проявление нервозности, грубость или склонность к агрессивным выпадам не поощрялось и могли испортить репутацию человека. Как говорится «Даже если умираешь, уходить надо с достоинством».

Основополагающая идея дуэли заключалась в использовании ее как объективного метода разрешать противоречия между людьми, по возможности на равных условиях.

Об этом должны были позаботиться секунданты.

Причина вызова
Очень сильным психологическим фактором, в момент вызова на дуэль, является стремление избежать презрения со стороны равных себе, а также чувство справедливости.
Причины вызова, касающиеся непосредственно вопросов чести — это грубость и оскорбление, и защита чести женщины.
Также причинами могли быть ссоры различного характера, связанные скорее со спецификой личности — это политические споры; несогласие с результатами карточной игры, и т.д.
Вызов
Вызов на дуэль, согласно дуэльному кодексу, должен быть оформлен письменно, и исключительно в очень вежливой форме. Существовало несколько разновидностей письменного вызова:
— роджито (заверенный натариусом, скрепленный подписями свидетелей), использовался редко.
— манифесто (общедоступное заявление о намерениях), применялся когда одна из сторон имела не особенно высокий статус
— картель (четкое изложение фактов без оскорблений, с именем и титулами и датой, подписан 3-мя свидетелями).
Действия дворянина, получившего вызов:
— мог принять вызов (отправить ответную картель)
— проигнорировать
— ответить возражением (в письменной форме)

Трактаты
Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. В том числе и в появлении трактатов по фехтованию, а также дуэльных трактатов.

На такую животрепещущую тему писались трактаты за и против. Мы приведем пару примеров.
В первой половине XVIв. в Италии издается несколько дуэльных трактатов. В них подробно рассказывается как вести себя на дуэле. Эти трактаты неоднократно переиздаются и переводятся на французский язык.
Наиболее авторитетными авторами были Андрео Альчиато, Джанбатисто Поссевино, а также Джирламо Муцио (1496-1576), написавший трактат «Поединок с рыцарскими ответами», изданный в 1550г. В трактате подробно разбирались виды и случаи оскорбления, формы надлежащих ответов и формулы вызова на поединок.
Но уже в 1554г. Антонио Масса выпустил в свет трактат Contra Usum Dielli (Против обычных дуэлей), ставший одной из первых работ с яростными нападками на современную дуэль.

Реакция духовенства и короля
Против дуэльной практики пытались выступать и церковь и король. Дуэли противоречили интересам государства, и по сути своей нарушали принципы христианства. Для дуэлянта умереть человеком чести было важнее, чем умереть добропорядочным христианином.
Французская монархия начиная с 1578г. издавала указы против дуэлей. Эдиктом 1602г. все дуэли приравнивались к противозаконным действиями, а по указу от 1609г. дуэль становилась уголовным преступлением, причем под ответ попадали и секунданты. Парламент Парижа в 1599г. тоже подготовил соответствующий закон. Но выполнять их на практике было проблематично. Сам Генрих IV легко прощал дуэлянтов.