XVI — начало XVII века: эпоха Реформации и религиозных войн в Европе
Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI-начала XVII веков было направленно на реформирование католического христианства. На протяжении всего Средневековья на Западе католическая церковь играла значительную роль в жизни общества, в котором господствовал феодальный строй. Церковь являлась крупным феодалом, владела плодородными землями, на которых использовался труд крепостных.
Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь.
Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.
В средние века в Западной церкви получило развитие научно-богословское течение — схоластика, целью которой было представить веру в форме науки и создать христианскую философию. Схоластики стремились согласовать веру с доводами разума, понять то, во что веришь. При этом они исходили из тезиса первенства веры над разумом.
По мнению сторонников Реформации, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности.
Протестантизм возник в средневековой Европе в качестве оппозиции к Католической Церкви, в ходе движения Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству.
Религиозные войны во Франции (1562-1598гг.)
Так называют гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством. В этот конфликт была втянута почти вся Европа.
Вервенский мир (2.05.1598г.) подписан в г. Вервен на севере Франции, недалеко от границы Габсбургских Нидерландов, представителями короля Франции Генриха IV и короля Испании Филиппа II.
Исторически считается, что этот мир стал окончательным поражением Филиппа II, который по династическим соображениям поддерживал ультракатоликов, и положил начало упадку Габсбургской Испании и началу европейской гегемонии Франции во время последующего «Золотого века».
Название Габсбургская империя широко используется для обозначения совокупности государственных образований, находившихся под властью императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга, включающих Испанию, Испанские Нидерланды, Франш-Конте, Ломбардию, Неаполитанское королевство, Сицилию, Сардинию и американские владения Испании.
Тридцатилетняя война (1618—1648)
Один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии.
Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.
Концом Реформации исторически считается подписание Вестфальского мира (1648г.).
Вестфальского мир разрешил те противоречия, которые привели к Тридцатилетней войне.
В результате этого мира были уравнены в правах католики и протестанты, узаконена конфискация церковных земель, осуществлённая до 1624 года.
И самое главное, Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи.
С этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором.